ИНТЕРНЕТ МАГАЗИН | КОНТАКТЫ | УСЛУГИ | ДОСТАВКА | ОПЛАТА | ПОРТФОЛИО | НОВОСТИ | О бильярде | Пишите нам | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕЛЕФОН

Позвоните нам
+7(927)5185055

КАТАЛОГ ТОВАРОВ
Бильярдный справочник [20]
Полезное о бильярде
Видео материалы [16]
Архив видео материалов
Секреты бильярда [6]
Секретами бильярда с вами делится тренера школы Смольянинов Юрий Львович


Форма входа


Алиса это умеет


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Интересное и полезное о бильярде » Секреты бильярда

Психология бильярдной игры
26.11.2011, 00:09

 

Азбука игровой психологии

 

         Игра - одно из замечательных явлений жизни. Будучи на первый взгляд вроде бы полезной, на самом деле она представляет собой сложный психологический процесс и является жизненно необходимой. Любая игра рождается как бы из подражания трудовому процессу, но вместе с тем имеет от него четкое отличие. Работающий человек делает во многих случаях не то, что ему в данную минуту хотелось бы, а то, что необходимо, нужно, должно. Вступая же в игру, человек удовлетворяет в первую очередь потребность в развлечении и утверждении себя как личности. В процессе игры ее участник обычно ставит перед собой ряд задач, а именно:

  • одержать верх, победить, выиграть
  • попутно приятно провести время
  • удовлетворить потребность нервной системы в игровом азарте
  • повысить свои способности или отдельные стороны характера и поднять игру до уровня искусства

         Любая игра увлекает людей, заставляет их отдаваться борьбе, переживать происходящее всей гаммой своих чувств и тем самым доказать неувядающую силу человеческого духа. На результат любого состязания влияют различные факторы, из которых важнее всего природные способности играющего и эмоциональность его натуры. Способности - это закрепленная в человеке система психических процессов, определяющих пригодность для того или другого вида деятельности. Здесь и наследственные предпосылки, и усилия самого человека по развитию природных задатков. Например, среди предков, братьев и потомков И.С.Баха (в пяти поколениях) мы обнаруживаем восемнадцать музыкальных дарований. Среди составляющих таланта важнее всего легкость, быстрота усвоения и широта охвата всех влияющих на результат данной игры приемов. Наблюдается и ранее, и позднее проявление способностей. Нередки случаи, когда человек в юные годы ничем выдающимся не отличается, а в зрелом и даже преклонном возрасте становится крупным специалистом, ученым, художником и т.д. Другие, наоборот, обещают в молодости много, а, повзрослев, ожиданий не оправдывают - это так называемые вундеркинды. Но особого уважения заслуживают люди, рано заявившие о себе и не растерявшие способностей до конца жизни. Другой важный фактор - эмоциональность человеческой натуры. Переживания человека, связанные с отношением к окружающему, составляют сферу его чувств и эмоций. Если чувство есть отношение личности к тому, что она делает, то эмоции представляют собой чувства положительные или отрицательные. Другими словами, человек чувствует с помощью конкретных эмоциональных переживаний. В игре переживания следуют попеременно со знаком "+" и "-", ситуация меняется быстро и непредсказуемо. По окончании партии или ее этапа человеком могут овладевать эмоции, на какое-то время создающие приподнятое или, наоборот, плохое настроение. К положительным игровым эмоциям относят, например, любопытство, любознательность, удивление, с которых начинается всякое познание (в нашем случае освоение игры), а также удовольствие, радость, которые испытывает участник состязания, в том числе - в случае победы - в течение значительного постигрового периода. Удачные, смелые, оригинальные решения и действия других игроков могут вызвать у зрителей и более сильные положительные эмоции: восхищение и преклонение. К отрицательным эмоциям относятся легкое раздражение, досада, неудовольствие, подавленное состояние. Нарушение принципа справедливости, некорректные действия соперника, несправедливые решения судей могут вызвать крайне отрицательные эмоции - такие, как гнев и даже отвращение. Кроме вышеперечисленных эмоций можно выделить родственные с ними, но занимающие особое место сильные переживания - так называемые аффекты и страсти. Стремительный, бурный взрыв эмоций, приводящий к разрядке и одновременно к не контролируемым сознанием действиям, представляет собой аффект. Он обычно вызывается внезапными, дезорганизующими психику потрясениями. В современном, все более коммерциализирующемся спорте проигрыш приводит к аффекту. В результате спортсмен выбивается из колеи, а иногда даже на длительное время утрачивает интерес к соревнованиям. В состоянии аффекта, как говорят, человек "теряет голову". Поддавшись эмоциональному срыву, он иногда оказывается способен на безответные действия, забывая о последствиях того, что творит. По мере ослабления конфликт переходит в интеллектуальную сферу, становится предметом спокойного анализа, его влияние на личность падает. Психологи рекомендуют тем, кто склонен к аффектам, тормозить внезапные взрывы эмоции, не переходить к действиям. В острой ситуации лучше побыстрее покинуть место возникновения конфликта, постараться его забыть и переключиться мысленно на что-либо другое. Страсть, в отличие от аффекта, более стойкое, больше действующее чувство. В зависимости от обстоятельств страсть может вспыхивать на какое-то время, а потом проходить, ослабевать и даже исчезать. Для нее характерна сосредоточенность, "собранность" помыслов и действий, направленных к одной цели. Известно выражение: "Ничто великое не совершалось без великой страсти". Для бильярдиста страсть - это жажда овладеть всеми техническими, тактическими приемами, это стремление играть как можно чаще и побеждать, то есть то ценное качество, без которого невозможно достичь серьезных успехов

 

Аутотренинг и медитация

         После статистического анализа 5000 опросных анкет выяснилось, что на крупных соревнованиях почти половине неудач сопутствует ухудшение психического состояния участников. Причем в 42% случаев сами спортсмены видят себя в ответственные моменты состязаний в состоянии выбивающей из колеи тревоги и еще примерно 5% - в состоянии страха, толкающем даже к отказу от дальнейшей борьбы. Спокойными в экстремальных условиях оставались четверть участников. Многие из этой группы стали чемпионами, призерами либо заняли достаточно высокие места. Еще примерно четверть, испытывая тревогу и страх, все же сумели мобилизоваться, преодолеть эти состояния и в конечном итоге также добиться успеха. Первым исследователем стресса считается канадский ученый Г. Селье, который еще в середине 30-х годов выделил три стадии этого явления:

  • реакция тревоги (фаза "шока"), понижающая сопротивление организма с включением защитных механизмовь
  • стадия сопротивления, когда достигается приспособление нервной системы к новым условиям
  • стадия истощения защитных механизмов - разбалансирование действий

         Вместе с тем общеизвестно, что стрессовые состояния в ходе спортивного единоборства не возникают спонтанно, из ничего. Обычно они зарождаются значительно раньше, на стадии подготовки. Уже в этот период мешает сосредоточиться "тревожное ожидание", все более заметным становится повышенная взволнованность, озабоченность, излишняя суетливость в движениях. Контакт с такими людьми затруднен: они отвечают невпопад, болезненно реагируя на шутки, обижаются из-за пустяков, часто невнимательны к советам тренеров, наставников и товарищей. Стараются избегать расспросов, предпочитают уединиться. У некоторых развивается частое изменение окраски лица: за покраснением приходит бледность и наоборот; появляется сухость во рту. Накануне соревнований пропадает аппетит, мучает бессонница. Все эти проявления "тревожного ожидания" особенно характерны для соревнований высокого ранга, встреч с заведомо сильными или неизвестными соперниками. Постоянное напряжение лишает спортсмена так необходимого ему отдыха, а во многих случаях просто истощает его нервную систему. Серьезной проблемой в подготовительный период может стать реакция невротического пресыщения, возникающая на фоне слишком интенсивных игр и тренировок. Возникает законный вопрос: как преодолеть нежелательный для спортсмена стресс? Конечно, многое зависит от тренеров и психогигиенистов, но все же главная роль в преодолении неблагоприятных психологических состояний отводиться самому спортсмену. Ему следует изучить свой организм и освоить способы защиты от стресса или, как часто называют их в последнее время, методы психической и психологической саморегуляции. К числу таких методов, давно зарекомендовавших себя с лучшей стороны, относится система аутогенной тренировки, разработанная и впервые описанная в 1932 году берлинским невропатологом Иоганном Шульцем в монографии "Аутогенная тренировка - сосредоточенное расслабление". В основу метода аутогенной тренировки были положены системы саморегуляции Древнего Востока, основанные на гипнотическом самовнушении. Проводя многочисленные сеансы гипноза, Шульц обратил внимание на однотипность ощущений у пациентов и возможность доьиваться при этом сознательного расслабления мышц, вызывать в теле ощущения тепла, тяжести или облегчения, что, в свою очередь, позволяет ввести в дремотное состояние без вхождения в сон. В первом издании монографии Шульц отмечал, что по своей внутренней сути аутогенная тренировка направлена на перестройку сознания человека и что аутотренинг подходит больше людям интеллектуального типа, особенно если они обладают достаточными волей и упорством. Собственно метод Шульца представляет собой шесть предложений-самоприказов, которые мысленно многократно проговариваются спортсменом:

  1. Моя правая (левая) рука (нога) тяжелая. Обе руки тяжелые.
  2. Моя правая (левая) рука (нога) теплая. Обе руки и обе ноги теплые.
  3. Сердце бьется мощно и ровно.
  4. Дыхание совершенно спокойно.
  5. Мое солнечное сплетение излучает тепло.
  6. Мой лоб приятно прохладен.

         Весь курс обучения рассчитан на несколько месяцев, после чего каждый освоивший метод приобретает способность достигать необходимого расслабления. Этот метод с большой пользой уже много лет применяется при лечении ряда нервных заболеваний. Сам И.Шульц уже в послевоенное время впервые применил его в работе со спортсменами. В 13-м издании книги (1970 г.), еще при его жизни, Шульц предостерегал от занятий аутотренингом без врачебного контроля. Вместе с тем, по его мнению, каждый спортсмен после соответствующего обучения способен сам себе помогать без посторонней помощи. После опубликования метода Шульца появилось много вариантов аутотренинга, и в том числе учитывающих не только специфику разных видов спорта, но и разработанных индивидуально для каждого спортсмена. Характерно, что многие спортсмены, даже незнакомые с трудами психологов, интуитивно приходят к необходимости саморегуляции. При этом очевидна взаимосвязь между интеллектом человека и возможностями использования психологической саморегуляции. Замечу, что победители крупнейших соревнований, как правило, высокоинтеллектуальные личности, а многие сегодняшние чемпионы и призеры практически во всех видах профессионального спорта применяют методы саморегуляции, ими самими модернизированные для самих себя. Аутотренинг является одним из важнейших рычагов самовоспитания человека как личности. К числу особенно ценных результатов систематических психорегулирующих тренировок относятся:

 

  • развитие мышления
  • лучшее познание и понимание самого себя
  • повышение общей эрудиции
  • развитие волевых качеств, самостоятельности, устранение ненужных колебаний при выборе средств и методов ведения спортивной борьбы
  • снижение тревожности в повседневной жизни
  • у спортсмена организуется "внутренняя речь", он отдает самому себе приказы, обязательные для исполнения

         Действительным средством снятия нервного и мышечного напряжения, к которому с недавнего времени у нас чаще всего стали прибегать, является медитация. Суть ее в умении ввести себя в состояние полной безмятежности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Зародилась медитация в индийской и буддийской йоге, развитие получила в духовных упражнениях иезуитов, в учении мусульман-суфиев и в некоторых школах психоанализа, направленных на совершенствование личности. Иногда ее называют гигиеной души. Индийский физик Махариши Махеш-Йога в целях приспособления техники йоги для "западного" человека, создал так называемую "трансцендельную медитацию". Она получила особенно широкое распространение в США в 60-х годах XX века. К настоящему времени в Америке медитация используется как здоровыми людьми (в том числе в спорте), так при лечении наркоманов, алкоголиков, для снятия у больных тревоги, бессонницы и нервного напряжения. Медитация, в отличие от аутотренинга, не требует перестройки сознания. Наоборот, она предполагает устранение культовых, религиозных и других наслоений. Поэтому медитировать - это значит уединиться, выбрать любую удобную позу и войти в состояние "ничегонеделания" и полного отрешения от окружающей действительности. Значимы в это время лишь дыхательные упражнения, о роли которых еще в 1950 году писал Герман Гессе: "...Я сумел убедиться, что наилучшим внешним подспорьем для достижения внутреннего покоя могут в самом деле служить дыхательные упражнения. Делайте эти упражнения, как любой человек, который занимается лечебной гимнастикой". Известный американский специалист по проблемам долголетия Поль С. Брегг считал, что между рождением человека и смертью лежит жизнь, полностью зависящая от дыхания, этой невидимой пищи, без которой не прожить и 5 минут. "Я знаю, - писал Брегг,- что мы - машины, работающие на воздухе. Я знаю, что кислород...один из величайших поставщиков энергии. Между вдохом и выдохом образуется вакуум. И до тех пор, пока мы пользуемся эти динамическим насосом, мы будем жить... Более 50 лет я изучаю долгожителей, и обнаружил, что все они - медленно дышащие люди. Я обнаружил, что чем глубже дышит человек, тем меньше дыханий он производит в минуту, тем длиннее его жизнь... Вот уже в течение многих лет при пробуждении я произвожу несколько медленных и глубоких вдохов и выдохов. В течение дня я периодически повторяю такие дыхательные движения". Словам Брегга можно полностью доверять, ибо он доказал их правильностью всей своей долгой активной жизнью. Ученый умер в 1976 году в возрасте 95 лет, находясь в хорошей спортивной форме, и не от старости, а в результате трагического случая: во время катания на доске у побережья Флориды его накрыла огромная волна. К сожалению, спасти Брегга не удалось. Патологоанатом установил, что сердце, сосуды и все внутренние органы этого удивительного человека были в превосходном состоянии. Но - возвратимся к медитации. Глубокое спокойное дыхание - лишь часть этого метода. Главное в нем - способность почувствовать некое просветление, внутренний зов к полному покою и свободе от каких-либо переживаний. По мнению Э. М. Рутман, автора интересной книги "надо ли убегать от стресса", медитация - это не то, что человек может или должен сделать в любой момент времени, а нечто возникшее скорее по вдохновению, нежели по обязанности.

 

Ошибки мышления в бильярде

         Как известно, всеми нашими движениями управляет головной мозг. Большинством движений человека управляют бессознательные структуры нашей психики. Когда наш разум не содержит в себе конфликтов, мы уверены в себе, движения получаются соответствующими. Меня часто спрашивают: почему на соревнованиях появляются такие негативные явления, как тремор и увлажнение рук, неконтролируемые движения, растерянность, рассеянность внимания, ощущение слабости, неуверенность в своих силах? Проявление всех этих явлений может привести к проигрышу. Почти все эти негативные явления берут начало в мышлении игрока, а точнее в ошибках мышления. Давайте разберем некоторые из них.

  • Ошибки планирования и постановки цели

         Задумайтесь, как вы планируете свою спортивную карьеру? Какую цель вы ставите непосредственно перед игрой, и как вы ее ставите? Часто, задавая такие вопросы игрокам, я получаю ответы, которые свидетельствуют о наличии ошибок в их мышлении. Кто-то сразу даст ответ — выиграть, победить. И тут же может возникнуть контрвопрос: если все игроки ставят одну и ту же цель — победить, то в чем их подготовка (подготовка разума) будет отличаться от подготовки другого игрока? Некоторые игроки назовут счет, с которым они хотели бы победить. И называя счет своей победы, одновременно они говорят (не произнося это в слух), с каким счетом должен проиграть их соперник. Т.е. ставя цель, они начинают на неосознанном уровне думать про своего соперника. Здесь прослеживается связь с уровнем профессионализма противника. Например, если соперник сильный игрок, ожидаешь, что он проиграет с менее разгромным счетом, а если слабый, то вообще не забьет ни одного шара. И все это ошибки, связанные с планированием. Допустим, вы запланировали определенный счет. Думали об этом до игры, в ее начале. А потом произошло так, что вы ошиблись, например, на действительно трудном шаре, а вашему сопернику повезло, и он забил. Происходит разрушение созданной до игры (запланированной) программы вашего выступления. Игрок остается без плана действия.          Разрушение цели, поставленной неправильно до игры, запускает ряд негативных эмоций, которые будут доминировать какое-то время. В психологии это называется фрустрация. Как известно, эмоции могут сильно влиять на наши движения, а иногда и определять их. И у многих игроков, которые не смогут справиться с негативными эмоциями, начнут возникать уже ошибки иного рода. Причем важно, что в этом случае вы остаетесь без цели, так как она разрушена вашим соперником. Ожидать определенного счета — значит просить в воображении своего противника проиграть. Происходит излишняя концентрация на сопернике. Причем, в этот ошибочный процесс могут вплетаться старые воспоминания об игроке, если с ним уже встречались ранее. Однако данные установки могут устаревать, соперник может вырасти и показать класс игры выше, чем вы ошибочно планировали. Поэтому важно ставить цель, которая зависит только от вас, и для достижения которой у вас есть все ресурсы, учитывает класс вашей игры.

  • Неверный настрой на игру

         Умение настроиться на игру — очень важная способность профи. Хорошо, если игрок имеет возможность содержать тренера или пользоваться услугами спортивного психолога, которые могут помочь ему настроиться. Но если нет ни того, ни другого, то многое будет зависеть от использования своих внутренних ресурсов и возможностей. Очень большое влияние имеет и окружение игрока — друзья, семья, любимые. Игрок должен настроиться на «волну» позитивной энергии. Если кто-то из окружения игрока не способствует нужному настрою, то от общения с этим человеком лучше отказаться, особенно до игры. Часто проигрыш вызывается негативными мыслями и эмоциями. Настроиться — означает подбодрить, воодушевить себя. Некоторые используют различные методы массажа, релаксации. Важно себя мотивировать, ответить на вопрос: зачем мне нужна эта победа? И чем больше ответов последует, тем больше мотивов будет для победы. Высокий уровень мотивации — как раз то, что и будет результатом настройки. Мотивированный спортсмен должен быть уверенным в своих силах и умениях. Следует верить в себя и свои способности.

  • Внутренний диалог

         Каждый человек время от времени погружается, соскальзывает внутрь себя и начинает какое-то время говорить что-то самому себе. Иногда это может помогать планировать действия, чего-то достигать. Но существуют ситуации, которые мешают в обычной деятельности. Возникает так называемый негативный самогипноз. Часто негативный самогипноз связан с какой-либо отрицательной ситуацией: например, в ситуации ошибки или проигрыша. Игрок, у которого возникает негативный самогипноз, начинает поиск причин, из-за которых сложилась негативная ситуация. Причем, все это происходит в контексте негативного психического, и, как следствие, физиологического состояния. Часто внутренний диалог является причиной отсутствия сна, физиологического стресса. Человек, который применяет самогипноз, и знает принципы работы психики в измененных состояниях сознания, защищен от негативного самогипноза.          Негативный самогипноз оказывает влияние на то, что делает или собирается делать игрок, а также на уровень мотивации. Иногда внутренний диалог сконцентрирован на внутреннем или внешнем конфликте, проблемной ситуации, в этом случае требуется вмешательство психолога.          Для того чтобы бороться с негативным самогипнозом, спортсмен должен уметь «просматривать» мысли, которые способствуют его эффективности, или наоборот ограничивают его. И при появлении негативных мыслей их следует уметь отключать или трансформировать в позитивные самовнушения.

         Наиболее частая ошибка игроков заключается в том, что они излишне концентрируются на противнике, в то время как они должны играть в свою игру. Излишняя концентрация на противнике иногда связана с желанием учиться у более сильного соперника. Но отдавая противнику свое внимание, игрок тратит свою энергию. Обучение связано с коррекцией своей техники, которую можно сделать и после выступления. Если твоим вниманием управляет твой соперник — ты близок к ошибке.          Попробуйте обратное. Концентрируйтесь на своих навыках. На том, как вы выполняете движения, входите в стойки, делаете удар. Каждая тренировка — это ответ на вопрос: в чем состоит ваша уникальность как игрока

  • Неверная самооценка

         Самооценка — важная составляющая в жизни каждого человека. И высокая и низкая самооценка создает много проблем в жизни. Для хорошего выступления у игрока должна быть адекватная самооценка. Как говорилось выше, когда игрок начинает себя сравнивать с противником, он тратит энергию. Самооценка всегда связана с оценкой и сравнением себя с другими.          Иметь реальную самооценку поможет инвентаризация своих умений. Что без сомнения вы делаете отлично? Какой элемент можно еще больше улучшить? Как вы можете настроиться на игру? Составьте несколько шкал и оцениваете себя еженедельно. Например, шкала умения выполнять удары, шкала умения делать разбой. А теперь оцените уровень концентрации своего внимания в нужном для вас направлении и также прошкалируйте его. Тогда вы перейдете к относительно объективной оценке самого себя.          Самое негативное, что можно себе представить, — это верить рейтингам или выигрышным турнирам в активе игрока. Выигрыш — это замечательный ресурс, но может стать причиной «звездной болезни». Только вы сами можете устанавливать планку своих умений. И чем выше она будет, тем выше будут ваши результаты.

  • Потеря внимания в игре

         Чем больше игрок может концентрировать внимание в том направлении, котором ему нужно, тем выше его результат. Внимание избирательно: в каждый текущий момент вы отчетливо видите только то, что находится в центре вашего поля зрения. Потеря внимания в игре, непроизвольное его переключение может запускать ошибку. Часто шум в зале может являться стимулом, отвлекающим игрока. Игрок должен научиться удержать фокус своего внимания в рамках запланированного времени.

         Иногда в игре могут возникать трудно объяснимые явления, а именно неосознанные движения. Если это произойдет в момент нанесения удара, то помешает забить шар. Неосознанные движения идут в разрез сознанию. И этим они пугают, так как на уровне сознания они необъяснимы. Мы не можем точно ответить на вопрос: откуда они приходят? В моторику удара, который ставится годами, вторгается некоторый нервный импульс, который невозможно контролировать.          Но все же можно попытаться ответить на этот вопрос. Любое движение, неосознанное в том числе, происходит из мозга. В данном случае из той его части, которую психологи называют бессознательным. Следовательно, если такое движение состоялось, то у бессознательной структуры психики был запрос на него. Такой запрос может формироваться из внутреннего конфликта. Например, конфликт из-за разнонаправленных мотивов, которые есть у игрока в момент игры («Играть дальше и становиться профессионалом или оставить это на уровне увлечения и заняться чем-то другим»). Часто конфликт у профессиональных спортсменов — это совмещение профессии и семейных забот. Решить такие конфликты возможно с использованием специальных психологических методов, которыми владеют специалисты-психологи.

  • Эмоции

         Известно, что негативные эмоции не приносят ничего хорошего в любой работе. Выше уже упоминался плохой настрой, связанный с негативными эмоциями. Но здесь мне хотелось бы отметить про отрицательное влияние позитивных эмоций. Во время игры удачно выполненная комбинация вызывает позитивные эмоции, особенно в сложной ситуации. И игрока захватывает и наполняет радость, азарт. Ошибкой здесь будет не остановить себя, а прибывать в таком «позитиве» и далее, так как подобные эмоции вызывают излишнее возбуждение нервной системы и, следовательно, влияют на внимание, моторику, расстраивая движениия и удары. Только поддержание оптимального уровня эмоций, которые являются частью оптимального состояния выступления, может принести победу.

 

Внимание! Речь пойдет о внимании

         Нет качества, которое было бы так же значимо и важно для игры в бильярд, как способность концентрировать свое внимание — то есть уметь сосредоточиться и настроиться на игру, отвергая все лишнее. Сосредоточенность дает игроку возможность выполнять правильные удары, четко мыслить и разрабатывать интересную комбинаторную игру. Внимание — это интеллектуальный мускул, тренируя который игрок может стать чемпионом. Пассивное внимание — рассеянное созерцание — это функция автоматическая, не требующая тренировки. Активное внимание требует значительного напряжения и тренировки. Чем больше вы можете концентрировано работать над одной и той же задачей, тем выше ваши способности концентрировать внимание. В реальной жизни внимание постоянно переключается, является динамической структурой психики. В определенный момент фокусируется на каком-то предмете, а через какое-то мгновение — уже на другом. Такова природа внимания.

         Одна из важных характеристик внимания — это концентрация. Внимание можно уподобить взгляду человека. Внимание избирательно: в каждый текущий момент вы отчетливо видите только то, что находится в центре вашего поля зрения. То, на чем сосредоточены ваши мысли в данный момент, отражается в вашем сознании. Если что-то сейчас находится за пределами вашего внимания, то это отразится менее отчетливо. Внимание движется по кругу, концентрируясь то на одной мысли, то на другой, постепенно создавая целостный образ.

         Одним из свойств внимания является его объем. Человек способен сконцентрироваться на чем-то только до тех пор, пока его сознание не переключается на другой предмет. Научно доказано, что одновременно мы можем оперировать в уме только определенным количеством информационных блоков. Таких информационных блоков может быть семь. Вы можете поупражняться, удерживая одновременно внимание на семи предметах, и вы увидите, что удерживать в сознании больше семи предметов практически невозможно. Поэтому будет большой ошибкой думать, что можно удерживать «в голове» бесчисленное количество информации, принимая при этом верные решения. Таковы психологические особенности внимания. Давайте разберем, как зависит внимание от других игровых факторов, и какие упражнения помогут его тренировать.

  • Цель и мотивация

         Внимание связано с мотивацией и целью, которые вы перед собой ставите. Если ставить перед собой трудную, но достижимую цель и прочно удерживать ее в сознании, то факторы, которые будут способствовать ее достижению, будут постоянно находиться в фокусе вашего внимания. И наоборот, если вы ставите цель, для которой у вас нет мотивации, или совершенно недостижимую цель, то никто и ничто не заставит вас концентрировать внимание – будь то тренировка, или игра.

         От правильного умения планировать свою тренировочную и соревновательную деятельность зависит концентрация вашего внимания. Если вы готовитесь к серьезному турниру, то необходимо заранее позаботиться о режиме тренировок, грамотно составить упражнения, которые хотели бы наиграть. Необходимо восстанавливаться между тренировками. Часто рассеянное внимание – это итог полностью выработанных ресурсов человека. Игрок не может сконцентрироваться только потому, что у него просто нет физических и интеллектуальных сил. И это значит, что он неправильно спланировал свои тренировки, т.е. допустил ошибки на этапе подготовки. Расстройство концентрации внимания, в этом случае связано с неправильно поставленной целью и неправильным планированием свое деятельности.

         Важная мотивационная составляющая, влияющая на внимание — это наш интерес, эмоциональная составляющая внимания. Интерес имеет огромную власть над нашим разумом. Поэтому вполне естественно напрашивается вывод: если вам трудно сосредоточиться на какой-то задаче, вы должны повысить свой интерес к ней. Заинтересуйте себя — и проблем с концентрацией внимания будет меньше.

  • Планирование внимания

         Если вам нужно выполнить какую-то определенную задачу, в первую очередь решите, на какой срок и в какой степени вы хотите и должны сконцентрировать свое внимание. Затем попытайтесь удержать фокус вашего внимания в рамках запланированного времени. Если вы обнаружите, что мысли начали отвлекаться на посторонние темы, постарайтесь вернуться к поставленной задаче. Необходимо уделять все внимание тому, что происходит в данный момент. Тренировать внимание можно и нужно на тренировках. Пробовать сначала на короткий промежуток времени сконцентрироваться, например, на определенном шаре. Можно засекать время. Например, вы ставите цель – сконцентрировать свое внимание в течение 30 секунд на белом шаре. И после того, как такая задача будут выполняться вами легко, вы можете увеличивать время управляемого внимания. Естественно, подбирая под это соответствующие временные рамки. Например, постоянно концентрировать свое внимание на шарах, остающихся на столе. Так вы научитесь произвольно управлять вниманием.

         Поскольку наше внимание может удержать только весьма ограниченное количество информации, имея склонность переключаться с одного объекта на другой, перед игрой нужно запланировать, где будет наше внимание. У каждого игрока может быть своя модель внимания. Один будет концентрировать свое внимание на своих ощущениях, стараясь получить максимальное удовольствие; другой — на позитивных мыслях, придающих ему уверенность. Каждая из этих микростратегий может быть выигрышной. Важно, чтобы игрок планировал перед игрой уровень концентрации внимания и его разброс. После окончания игры, когда происходит ее разбор, можно подумать и ответить на вопрос: была ли эта стратегия правильной. Если да, то применить ее еще раз. Если нет, то поменять.

  • Физическое движение и вниманиея

         Оптимальная концентрация внимания должна сопровождаться определенной моторикой. Если это обычная жизнь, то для того чтобы быть внимательным, нужно принять удобную позу, при которой ничто не будет вас отвлекать. В бильярдной игре говорить о статике невозможно. Бильярд — это динамичный, иногда непредсказуемый процесс, в который вовлечено все тело игрока. Поэтому для нахождения оптимального физического состояния, которое соответствует уровню необходимого внимания, можно вспомнить, когда ваше внимание в игре отвечало этим характеристикам. Возможно, кому-то для этого нужно стать физически расслабленным, но внутренне сосредоточенным. Другому игроку, наоборот, нужно иметь более высокий физический тонус. Т.е. необходимо вспомнить моменты, когда вы двигались, выполняли удары, и при этом уровень концентрации внимания был оптимальным. После того, как вы вспомните, позвольте себе воспроизвести это состояние разума и тела. Учитесь произвольности. Только так можно научиться контролировать свое тело. Если движения вашего тела способствует концентрации, ваш ум работает гораздо эффективнее. Далее можно попробовать при помощи своего тела усиливать свое внимание. Так вы создадите синестезию: движение – внимание. Для того чтобы такая связка состоялась, естественно, нужно тренировать ее значительное время. Этим нужно заниматься на тренировках.

  • Внимание и психологическая борьба

         Манипулирование партнером по игровому столу реализуется в рамках психологической борьбы, в которой главным оружием является борьба за внимание. Так, например, стараясь завладеть вниманием оппонента, игрок перед значимым турниром может давать интервью, рассказывать о себе, создавая миф, который будет «играть» на него. Правильная подача самого себя, определенный артистизм, умение «сыграть» мега-личность, помогает профессиональному игроку управлять вниманием не только публики, но и противника. Демонстрация неэмоционального поведения в любых обстоятельствах, уверенности в каждом своем движении – грозное оружие в психологической борьбе. Демонстрировать свою уверенность (например, когда сделал ошибку) или усиливать ее – метод, который может еще больше запугать противника. Он заставит менее подготовленного игрока отвлечь свое внимание. А если твоим вниманием управляет твой соперник – ты близок к ошибке. Любой игрок может задать себе вопрос: если я играю с таким-то соперником, будет ли меняться мое поведение. И если да, то считайте, что вы заочно проиграли ему, так как ваш соперник уже влияет на вас, пускай и ментально.

         Теперь я бы хотел рассказать о простых упражнениях, которые можно выполнять для тренировки внимания. Данные упражнения развивают концентрацию, требуя максимальной ясности мышления.

  • Концентрация на шаре

         Простое упражнение, которое заключается в том, чтобы в течение нескольких минут смотреть на шар, постоянно удерживая внимание только на нем. Для начала можно начинать с более короткого промежутка времени. И постепенно с одной минуты упражнение можно довести до пяти минут.

         Когда вы приступите к регулярным тренировкам, направленным на внимание, вы, возможно, обнаружите, что выполнение этого упражнения становится для вас более и более трудным. Это происходит потому, что постепенно вы становитесь все более придирчивыми к «качеству» вашего внимания.

         1. Одиночная тренировка

         Упражнение заключается в следующем: когда вы будете тренироваться, попробуйте экономить ваше внимание, разделяя процесс игры на отдельные циклы. Когда вы возьмете кий, чтобы натереть его мелом, сделайте это крайне сосредоточено и концентрируйтесь только на этой операции. Затем следует разбой, но опять же делать это следует крайне сконцентрировано. И так далее, пока не закончите партию, затем повторите процесс. Такое упражнение также полезно для того чтобы понять, где вообще обычно находится ваше внимание во время игры.

         Ранее я заметил, что внимание очень сильно зависит от интереса. Данное упражнение помогает повысить интерес к процессу игры: вы начнете обращать внимание на любопытные и необычные детали, которые обычно для вас оставались «за кадром».

         2. Тренировка с партнером

         Тренируясь с партнером по столу, постарайтесь как можно меньше обращать на него внимания. Для отягощения тренировки внимания с партнером начните вести разговор, при этом концентрируясь только на ваших действиях и игре. Так же как и в одиночной игре, разбейте ее на отдельные операции, стараясь концентрироваться на отдельных действиях. Интересно проанализировать, где находится ваше внимание, например, когда вы сделали ошибку или когда играет ваш соперник.

         3. Тренировка с партнером и зрителями

         Более сложный вариант. Состоит в том, чтобы играть с партнером, но в присутствии «навязчивых» зрителей. Для этого нужно попросить нескольких человек стать свидетелями того, как вы тренируетесь с партнером. Зрителей необходимо снабдить инструкцией, которая будет зависеть от того, что вы хотели бы потренировать. Часто на соревнованиях игроки сталкиваются с прессингом болельщиков. В этом упражнении вы моделируете искусственный прессинг, который развивает ваши способности концентрировать свое внимание. Такие «навязчивые» зрители могут громко комментировать ваши удары, и особенно ошибки, стараясь отвлечь ваше внимание. Ваша задача единственная – концентрация на игре.

 

Психологические проблемы на соревнованиях

         Результат выступления спортсмена на соревнованиях зависит от эффективности построения интегральной подготовки: технической, тактической, физической и психологической. Рассмотрим более подробно вопрос психологической подготовки в бильярдном спорте.

         В ходе соревнований величина стрессов, которые испытывает бильярдист, постепенно увеличивается, особенно при достижении достаточно высоких результатов. Спортсмены, у которых тревога выражается в непосредственных агрессивных действиях, обычно не добиваются высоких спортивных показателей. Это относится и к индивидам, которые не способны владеть собой и управлять своим эмоциональным и физическим состоянием во время стресса. Особое внимание следует уделить соревнованиям, где на бильярдиста ложится огромная психологическая нагрузка. Предсоревновательный период принято делить на четыре фазы по уровню активации и предстартовой напряженности:

         1-я фаза включает в себя достаточно длительный период и начинается, когда спортсмен принимает решение в участии в конкретных соревнованиях. Эта фаза сопровождается признаками нервозности, раздражительности, бессонницы и физиологическими изменениями, указывающими на повышенные уровни возбуждения, например, колебаниями кровяного давления.

         2-я фаза охватывает кратковременный период - от тренировки до соревнования. В этот период необходимо применение различных тактических вариантов, которые могут благоприятно повлиять на мобилизацию спортсмена к выступлению.

         3-я фаза - стартовое состояние - наступает при включении спортсмена в атмосферу соревнований. В этот момент неопытные спортсмены обычно или перевозбуждаются, или впадают в состояние апатии, или иначе проявляют физиологические или психологические признаки стресса.

         4-я фаза - активация непосредственно в соревновательной деятельности. Обычно, во время длительной встречи, а также между партиями и встречами в бильярде наблюдается изменение активации. В этом завершающем периоде активации, время, которое имеется в распоряжении у бильярдиста между подходами к столу, партиями или встречами, является наиболее важным для него.

  • Методы регуляции уровня возбуждения у бильярдиста



         Основные усилия бильярдиста направлены на нанесение удара кием по шару. Скорость движения определяется самим игроком, поскольку от него не требуется быстроты реакции на действия соперника. Поэтому так важно уметь регулировать уровень возбуждения у спортсмена. В бильярде необходима точная координация движений, чрезмерное напряжение больших групп мышц может препятствовать хорошему выступлению спортсмена. А повышенное эмоциональное состояние подчас сопровождается излишним мышечным напряжением, которое необходимо снизить.

         1. Релаксационная тренировка (Якобсон)

         Суть метода заключается в том, что человек принимает удобное положение, а затем ему дают почувствовать точную степень мышечного напряжения всего тела, различных его частей, и особенно мышц головы и шеи. Сначала спортсмену предлагают «максимально напрячь мышцы», затем после расслабления «напрячь мышцы вполсилы», затем «в четверть силы от максимального усиления» и т. д. до тех пор, пока спортсмен не научится напрягать свои мышцы по желанию с любой интенсивностью. Как только достигается сознательный контроль над периферическими скелетными мышцами, человек одновременно имеет возможность контролировать свое эмоциональное состояние.

         2. Аутогенная тренировка (Шульц)

         Этот метод заключается в том, что человек должен сосредоточить внимание на функциях мышечной автономной (вегетативной) системы и на психическом состоянии. Спортсмену предлагается расслабиться различными способами, а также представить потепление отдельных частей тела (конечностей или живота). Он также учится регулировать частоту своего пульса и дыхания и вызывать ощущение тяжести в различных частях тела путем мысленного представления соответствующих зрительных образов. Метод предусматривает и другие пути саморегуляции психических состояний через мысленное представление человеком различных эмоциональных ситуаций, абстрактных предметов и т. д.

         3. Другие методики

         - снижение или повышение значимости соревнований

         - социальная изоляция и выбор контактов

         - разминка и тренировочные нагрузки - перевозбуждение можно снизить путем легкого утомления

         - уход в себя, «переключение» на другой вид деятельности

         Хотя результаты соревнований в бильярдном спорте легко оценить, средства достижения этих результатов не так хорошо структурированы. Существует много методов тренировки. Тренировочные режимы бывают самой различной формы и интенсивности, как и игровые тактические варианты, предполагающие набор всевозможных действий. Поэтому неудивительно, что спортсмены иногда страдают от различных страхов и повышенной тревожности.

         Страхи и опасения спортсменов можно классифицировать на несколько категорий:

         - личные опасения о результате выступления (проиграть или выиграть)

         - социальные последствия результата выступления

         - страхи, связанные с физиологическим состоянием организма спортсмена

         - страхи по поводу своей собственной агрессии или агрессии со стороны других

         В спорте, для снятия тревоги и страхов, часто используют тренировку с моделированием. На тренировках создаются специальные социальные ситуации, которые могут быть в дальнейшем причиной высокой тревоги (пример - присутствие зрителей).

 

Саморегуляция

         Когда я два года назад только начинала работать с бильярдистами и исследовать специфику самого бильярда, передо мной встала первоочередная задача, которая заключалась в определении основного фактора, мешающего результативности игры спортсмена. Что сразу бросилось в глаза, так это то, что в любую минуту спортсмен может перестать забивать шары, порой даже самые простые. Почему это происходит, и по каким причинам – мне предстояло выяснить.

         Я провела своеобразный опрос среди спортсменов, задавая им всего один вопрос: «В каком состоянии вы должны находиться в момент игры, чтобы показать высокую результативность?». В 97% ответов прозвучало следующее: «Мне надо находиться в таком состоянии, чтобы ничего вокруг себя не видеть и не слышать, чтобы не беспокоили никакие посторонние мысли. Я должен видеть только стол и шары…». И еще меня заинтересовал тот момент, что каждый из этих спортсменов периодически испытывал в момент игры желаемое состояние и мог описать как физические, так и психические характеристики своих ощущений в таком состоянии. Как потом выяснилось, именно в эти моменты спортсмены показывали свою наивысшую результативность в игре. В связи с этим у меня сразу возник вопрос: «Почему зная свои ощущения нужного состояния, спортсмены не пользуются этим?». Ответы меня поразили. Оказалось, что спортсмены не только не умеют произвольно вызывать нужные состояния в организме, но даже не знают, что это возможно! Называется такое умение «владением приемами саморегуляции». Работая в других видах спорта, я не сталкивалась с теми, кто бы не использовал эти методики, потому меня это так удивило. Ведь саморегуляция позволяет практически полностью управлять своими физическими и психическими процессами, произвольно корректировать их, что позволяет получить нужное состояние в нужное время.

         Как потом показали результаты дополнительных исследований, чаще всего у спортсменов в игре наблюдались следующие «ненужные» физические состояния: учащался пульс, становились влажными ладони, появлялась зажатость в плечевом поясе, начинали чуть заметно дрожать руки. Основными психологичекими проблемами являются: неумение удерживать внимание в рамках заданного времени (например, в течение партии, не говоря уж о целой встече), наличие посторонних мыслей, излишняя эмоциональность, сильная подверженность негативным мыслям. Из за всего вышеперечисленного у спортсмена начинается негативный внутренний диалог, который и приводит к проигрышу. Если вовремя уловить первые признаки любого «ненужного» состояния, с ним можно справиться в считанные минуты (в момент удара соперника, например, или можно взять перерыв). Естественно, при условии, что спортсмен владеет определенными методиками. Что же это за методики и как их освоить? Чтобы качественно освоить приемы саморегуляции, нужно заниматься систематически и придерживаться определенной последовательности в обучении. Не освоив до конца одну технику, не рекомендуется переходить к следующей – это только замедлит процесс практического освоения. Здесь действует правило «от простого к сложному» - каждое последующее упражнение сложнее предыдущего, к тому же в каждом последующем упражнении используются приобретенные навыки предыдущего. В общем, спешить не нужно.

  • Дыхание

         Начинать работу следует с обучения правильному дыханию. Техник дыхания достаточно много. Для начала подойдет следующее упражнение.

         Постарайтесь глубоко вдохнуть животом, пусть вас не тревожит его неэстетическая выпуклость. Медленно вдыхайте через нос и так же медленно выдыхайте через рот. Подышите так минут пять. Затем переходите непосредственно к упражнению. Сделайте вдох на счет «три», задержите дыхание на счет «три», выдохните на счет «шесть». Сделайте перерыв на счет «четыре» и повторите весь цикл. Вот так просто.

         Обратите внимание, что выдыхать предлагается медленнее, чем вдыхать. Процесс дыхания включает активизирующую и расслабляющую части. Первая - это глубокий, полный вдох: кислород стимулирует мозг и питает клетки всего организма. Выдох - это все лишнее вон из организма: снимается напряжение, выбрасывается углекислый газ, мышцы расслаблены. Даже можно тихонько повторять про себя на выдохе «все вон!». От чего вы хотите избавиться в данный момент, то и «прогоняйте» из себя.

         Советую вдыхать именно носом, чтобы не пересыхало горло. Задержка дыхания на три секунды предупредит возможное головокружение в результате значительного поступления в мозг кислорода. Выдох через рот позволяет лучше управлять струей воздуха. Легкие полностью очищаются, поскольку выдох в два раза длиннее вдоха.

         Также можно варьировать счет во время дыхательного цикла. Наладив дыхание, можно задержать воздух подольше или растянуть выдох, сделав его раза в три длиннее вдоха. Главное, чтобы было хорошо. Нужно сделать перерыв, если возникнет головокружение или другое необычное ощущение в голове.

         Не следует усиливать дыхание до появления боли или жжения в груди. Цель - спокойствие и расслабление. Эти упражнения можно проводить в любом месте, как только появляется чувство внутреннего напряжения или беспокойства. Рекомендуется делать от сорока и более глубоких вдохов и выдохов в день.

         Следующим шагом будет использование техники йоги (йоговского дыхания). Закрыв глаза, попробуйте образно представить, почувствовать, услышать весь дыхательный цикл, словно наблюдая за ним изнутри. Таким образом, вы научитесь внутреннему сосредоточению, направляя всю свою энергию в глубь себя. Йоговское дыхание позволяет подготовить основу для следующей техники.

  • Релаксация

         Релаксация помогает справиться со стрессом. Стресс - это напряжение (как физиологическое, так и психологическое). Расслабление (релаксация) - состояние, противоположное напряжению. Поэтому навыки быстрого расслабления позволяют эффективно снижать уровень стресса. Отрицательные стрессовые эмоции (страх, тревога, беспокойство, паника, раздражение и др.) всегда вызывают мышечное напряжение. И эта взаимосвязь стресса и мышечного напряжения такова, что если научится произвольно снижать избыточное мышечное напряжение, вы тем самым научитесь эффективно управлять своими эмоциями.

         Обучение релаксации проводится в три этапа. На первом (базовом) этапе учатся целенаправленно расслаблять ВСЕ мышцы в максимально удобных, комфортных условиях, при отсутствии помех. Второй этап - обучение дифференцированной релаксации во время занятия какой-либо деятельностью: при письме, чтении, разговоре и т.п. Учатся устранять избыточное, ненужное напряжение в мышцах в обычных, повседневных условиях. На третьем этапе нужно будет, внимательно наблюдая за собой, замечать, какие мышцы напрягаются при волнении, страхе, тревоге, смущении, и затем мысленной командой, незаметно для окружающих, расслаблять напрягающиеся мышцы. Когда спортсмен научится это делать, он сможет сознательно и произвольно управлять своим эмоциональным состоянием.

  • Концентрация

         В предыдущих упражнениях присутствовали элементы произвольной концентрации – сосредоточенность на дыхании, а потом на расслаблении мышц. При этом вы уже должны были понять, что удерживать внимание на каком-либо действии не так уж и сложно - дело только за практикой. Перед тем, как начать целенаправленно тренировать свою концентрацию, в первую очередь решите, на какой срок и в какой степени вы хотите и должны сконцентрировать свое внимание. Затем попытайтесь удержать фокус вашего внимания. Если вы обнаружите, что мысли начали блуждать на посторонние темы, постарайтесь вернуться к поставленной задаче. Необходимо уделять все внимание тому, что происходит в данный момент. Я не рекомендую начинать тренировки непосредственно в бильярдной, на шарах (так советуют некоторые психологи). Дело в том, что на начальном этапе обучения вам будет достаточно сложно сосредоточиться в шумном месте, да и будет лучше, чтобы вас при этом никто не отвлекал, и вы чувствовали себя комфортно.

         Идеальным начальным упражнением является упражнение с часами. Сядьте удобно, положите перед собой часы с секундной стрелкой. И начинайте следить за движением этой стрелки. Минимальный отрезком времени удержания внимания – 1 минута. Если в течение этого времени вы не сделали ни одной ошибки (ваши мысли ни разу не ушли в сторону), увеличивайте время еще на одну минуту. Хорошей считается концентрация, если вам удалось безошибочно проделать упражнение в течение 30 минут. В усложненном варианте этого упражнения удерживать внимание нужно на стрелке, которая показывает минуты. Если вы сможете в течение 30 минут ни разу мысленно не отвлечься от этой стрелки – вам под силу концентрация на любое заданное время. При выполнении упражнения не забывайте точно обозначать, сколько времени вы будете удерживать внимание. Если это минута – не надо делать две, если это пять минут – не нужно делать десять. Увеличивать время нужно поминутно и только после того, когда вы за предыдущий отрезок времени не сделали ни одной ошибки.

         После этого упражнения следует концентрировать внимание на движении самого себя. Вспомните релаксацию, когда вы сначала просто учились расслабляться, а потом делали это при каком-либо занятии. Тут все аналогично. Вы можете концентрироваться на любом движении, действии, занятии. А потом прямым ходом в бильярдную – привыкать использовать полученный навык в игре.

         Следующей ступенью саморегуляции является аутогенная тренировка. Не пугайтесь этих слов. Все не так страшно. Именно аутогенная тренировка позволит вам справиться с любым вашим состоянием. Вы сможете контролировать температуру тела (особенно это актуально, когда турнир проходит в холодном или душном зале), влажность рук, ритм сердца, поток своих мыслей и многое другое.

Категория: Секреты бильярда | Добавил: vktm
Просмотров: 4745 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 Hotomelftalk  
http://www.louboutin-outlets.com
jnyvnj

2 Hotomelftalk  
http://www.christianlouboutinoutletdeal.co.uk
ufmhmn

1 Hotomelftalk  
http://www.louisvuittoninoutlet.co.uk
jehfvq

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Администратор сайта
Права принадлежат KMN, г. Волгоград © 2011-2024

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика